Предлагаем ознакомиться с правильными ответами, провести работу над ошибками и усовершенствовать свои знания!
Обществознание
Поздравляем —
вы прошли тестирование по математике!
Все рекомендации разработаны экспертами — авторами ФГОС, специалистами по когнитивным нейронаукам, призерами всероссийских олимпиад и преподавателями высшей квалификационной категории
Блок 1.
Общая педагогика
Нумерация заданий на сайте отличается от нумерации в тесте, т.к. количество вопросов о личных данных (вопросы 1–8, 1–10) могло меняться в зависимости от ваших ответов.
Задание 1
Ввести ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий (теоретический) способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий, — это значит:
А)Создать схему ООД
B)Составить линейную программу
C)Создать проблемную ситуацию
D)Поставить учебную задачу

Объяснение:
Обратимся к определению: «Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях» по И. А. Зимней.
Задание 2
Теоретические основы создания учебной литературы начали активно разрабатываться в отечественной педагогике, начиная с:
А)60-х годов ХХ столетия
B)20-х годов ХХ столетия
C)Середины XVIII века
D) Конца ХIХ столетия

Объяснение:
Процесс создания и развития учебной литературы в Российской школе был длительным и сложным как по целевому назначению, так и по содержанию. Строение учебника менялось вместе с изменением понимания сущности процесса обучения и осознаваемых возможных функций учебника. Весомые труды в данной области относятся к 60-м годам XX столетия: исследования и научные труды Е. И. Перовского, Н.А. Менчинской.
Задание 3
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы психолога и педагога:
А) Дж. Локка
B) Дж. Брунера
C) П.Я. Гальперина
D) И.Ф. Гербарта

Объяснение:
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж.Брунера (Брунер Дж., 1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления. Главное внимание Брунер уделил структуре знаний, которая должна включать в себя все необходимые элементы системы знаний и определять направление развития ученика.
Задание 4
Поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям, — это:
А) Ресоциализация
B) Виктимогенность
C) Девиантное поведение
D) Делинквентное поведение

Объяснение:
А) Ресоциализация — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс.

B) Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.). Виктимизация — это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).

C) Девиантное поведение — это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей. Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия.

D) Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».
Задание 5
Что из предложенного включает в себя когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности:
А) Определенный уровень общепедагогических и специальных знаний
B) Умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на всестороннее развитие личности ребенка
C) Умение определять и применять способы наиболее эффективного достижения поставленных целей
D) Ценности педагогической деятельности, позволяющие учителю удовлетворять свои потребности и служащие ориентиром в его профессиональной работе

Объяснение:
Когнитивный компонент готовности к профессионально-педагогической деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: общеинтеллектуальные способности и знания в конкретной предметной области. В. Д. Шадриков определял любую способность как свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. С позиции системного подхода автор раскрывает взаимовлияние способностей и деятельности, делая акцент на том, что любую деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции: при реализации любого действия необходимо что-то воспринять, представить, запомнить, осмыслить и т.д.
Задание 6
Учитель в своей практике идет к достижению цели через стандартизированное предъявление материалов и привлечение элементов соревновательности. К какой группе вы бы отнесли такого учителя?
А) SJ
B) NT
C) SP
D) NF

Объяснение:
Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г. различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов). Основой типологии (сейчас чаще пользуются термином «тип менталитета» вместо «архетип») являются различия в определенных стилях поведения, определенных наборах «функций». При этом следует иметь ввиду, что ни один из типов менталитета (психотипов) не важнее любого другого.

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс—Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP, ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ, ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

ТИП SJ — основные характеристики людей этого типа — надежность, стабильность, сохранение традиций.
Задание 7
Объем оперативной памяти у школьников составляет:
А) От 1 до 3 единиц
B) От 3 до 5 единиц
C) От 2 до 4 единиц

Объяснение:
На основе ряда исследований, проводимых научно-педагогическим коллективом УРФУ, рядом нейропсихологических центров России объем оперативной памяти у школьников составляет от 2 до 4 единиц.
Задание 8
В норме феномены Ж.Пиаже должны угасать у ребенка:
А) К 4–5 годам
B) К 6–7 годам
C) К 5–6 годам

Объяснение:
Верен ответ B — в норме к 6–7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6–7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх — низ», «правое — левое», «спереди — сзади». (Источник — Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст] / Под ред.Р. И. Лалаевой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011).
Задание 9
Ребенок может не слышать обращенной к нему речи из-за шума вокруг:
А)До 8 лет
B)До 6 лет
C)До 5 лет

Обоснование:
Согласно онтогенезу детской речи и развитию фонематичексого слуха (Бельтюков В.И., Бутон Ш.П., Исенина Е.И., Якобсон Р., Эльконин Д.Б., Халле М., Фрадкина Ф.И., Кольцова М.М., Швачкин Н.Х.) ребенок может не слышать обращенной к нему речи из-за шума вокруг до 8 лет.
Задание 10
Как вы думаете, согласно Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в какую систему отношений?
А) «ребенок — ребенок»
B) «ребенок — общественный взрослый»
C) «ребенок — общественный предмет»
D) «ребенок — предмет»

Объяснение:
Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконинну, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.
Задание 11
К дидактическим принципам, предложенным Л.В. Занковым, не относится принцип:
А) Ведущей роли прикладных знаний в начальном обучении
B) Обучения быстрым темпом
C) Обучения на высоком уровне трудности
D) Осознания школьниками процесса учения

Объяснение:
Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:

Принцип обучения на высоком уровне трудности
Реализация этого принципа предполагает осуществление обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Обязательное условие соблюдение меры трудности. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.

Принцип ведущей роли теоретических знаний
Согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников.

Принцип осознания школьниками процесса учения
Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду.

Принцип работы над развитием всех учащихся
Согласно этому принципу должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо, но словам Л. В. Занкова, «развитие есть следствие развития». Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса.

Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное — непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.
Блок 2.
Методика: обществознание
Задание 12
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах:
A) Общество не является постоянно развивающейся динамической системой.
B) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
C) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
D) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

Обоснование:
Верный ответ — D, так как в данном варианте представлены верные суждения о человеке согласно авторам учебника по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. — M.: Просвещение, 2020. - с. 6 -13, с. 16 - 22).
Задание 13
Какие методы получения знаний используются преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
A)Осуществление эксперимента и проведение измерений

B)Аргументация тезиса и построение теории
C)Выдвижение гипотезы и проведение измерений
D)Все вышеперечисленное

Обоснование:
Верный ответ — A, так как в данном варианте представлены методы получения знаний для применения именно на эмпирическом уровне согласно авторам учебника по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. — M.: Просвещение, 2020. - с. 6 -13, с. 57 - 58).
Задание 14
Какая из предложенных формулировок наиболее точно характеризует цель как элемент структуры деятельности?
A)Различные способы достижения желаемого
B)Осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность
C)Побуждение к деятельности
D)Продукт деятельности человека
E)Используемые в ходе деятельности предметы

Обоснование:
Исходя из формулировки вопроса, цель как элемент структуры деятельности не может являться продуктом деятельности, используемые в ходе деятельности предметы — это уже орудия деятельности, и цель — это не способы достижения желаемого. Верный ответ — В, согласно авторам учебника по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - M.: Просвещение, 2020 - с. 45.
Задание 15
Выберите характеристики, которые в равной степени подходят к понятиям «прогресс» и «регресс».
A) Движение общества от простых и отсталых форм к более развитым и сложным
B) Совершенствование общественных институтов
C) Деградация
D) Изменения в общественной жизни и противоречивый характер

Обоснование:
Прогресс — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Регресс — движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. все, что приводит к негативным последствиям в жизни общества. Следовательно ответ А не подходит, так как регресс это обратный процесс. Ответ В тоже не подходит, так как при регрессе совершенствования не происходит. Ответ С тоже не подойдет, так как у нас есть понятие «прогресс». А вот ответ D верен, так как прогресс и регресс в той или иной мере приводят к изменениям в общественной жизни и носят противоречивый характер. (Источник — Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - M.: Просвещение, 2020 -с. 30-35).
Задание 16
Выберите в приведенном списке признаки того, что развитие предприятия идет по интенсивному пути:
A) Масштабы производства увеличены за счет открытия новых филиалов, но инновационные разработки не внедряются
B) Происходит повышение квалификации работников и увеличена численность работников
C) Повышается производительность труда; используются современные информационные технологии

Обоснование:
Основной целью производственной и коммерческой деятельности предприятия является максимизация прибыли, повышение эффективности производства. Одним из факторов увеличения прибыли является расширение производства товаров и услуг. Нарастить производство можно двумя путями:

путем увеличения количества привлекаемых в производство факторов (экстенсивный путь); за счет улучшения технологий (интенсивный путь).

Интенсивный путь развития представляет собой рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов, за счет улучшения организации производства (новая структура хозяйственных связей, управления и кооперации и т.д.), за счет совершенствования использования основных, оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, амортизации, за счет повышения квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда. Производительность увеличивается, снижается материалоемкость и трудоемкость основного производства, что влияет на повышение прибыли и рентабельности.

(Источник — Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. — M.: Просвещение, 2020 -с. 28).
Задание 17
Выберите примеры, которые иллюстрируют фрикционную безработицу:
A) Полгода жители курортного города обслуживают туристов, а остальное время года большинство жителей не работают
B) В службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят найти им работу менеджеров
C) В связи с экономическим кризисом многие фирмы сократили количество сотрудников
D) В связи с увеличением добычи газа сократился спрос на уголь, в результате многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

Обоснование:
Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы и перемещением работника с одного места на другое. Определение отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя количество работников и рабочих мест в мгновенное соответствие. В варианте A наблюдается сезонная безработица, в варианте C — циклическая, которая происходит в условиях кризиса; в варианте D — структурная — связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике. В варианте B фрикционная — связана с самостоятельным перемещением работника с одного места на другое.

(Источник — Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - M.: Просвещение, 2020 -с. 110).
Задание 18
Выберите верные суждения о финансовых рисках:
A)Диверсификация сбережений в иностранной валюте не способствует снижению финансового риска
B)Покупка иностранной валюты поможет защитить сбережения в условиях гиперинфляции
C)Разграничение собственности семьи и собственности фирмы является способом защиты от инфляционного риска
D)Если уровень инфляции выше процента по сберегательному вкладу, то ваши сбережения увеличиваются

Обоснование:
Диверсификация — способ защиты от финансовых рисков — это распределение средств между несколькими активами, имеющими различные характеристики (по доходности, уровню риска, срокам инвестирования).

Разграничение собственности семьи и собственности фирмы — довольно распространенный способ защиты права собственности.

Чем выше рост инфляции, тем больше она «съедает» номинальных денег. Если ставка по депозиту ниже инфляционного уровня, то фактически человек ничего не заработает на депозите, а в лучшем случае сохранит прежнюю стоимость своих накоплений.

Покупка иностранной валюты — отличный способ сохранить и защитить сбережения от инфляции и девальвации, который так же, как и первый вариант, доступен широкому кругу лиц и для любых сумм. Но здесь, в отличие от банковских вкладов, защита сбережений будет осуществляться не за счет получения дохода, а за счет роста в цене самого актива. А рост этот не гарантирован, также в определенные моменты могут наблюдаться корректировочные падения.

(Источник — Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - с.116 - 126).
Задание 19
В течение дня цветочный магазин реализовал 6 букетов по цене 750 рублей. Затраты на закупку цветов, бумаги и других оформительских принадлежностей, зарплату флориста, содержание помещения магазина в течение этого дня составили 3325 рублей. Вычислите прибыль магазина за день. Ответ запишите в виде числа без указания единиц измерения.
A)1175
B)3325
C)4500

Обоснование:
Умножаем цену 1 букета на 6: 750*6. Получаем 4500, вычитаем затраты: 4500 - 3325 = 1175.
Задание 20
Выберите пример вертикальной социальной мобильности:
A)Получение водительских прав
B)Переход банковского служащего на такую же должность в другой банк
C)Переезд на новое место жительства
D)Присвоение очередного воинского звания

Обоснование:
Перемещение в пределах одного и того же социального слоя — горизонтальная мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов, переход в той же должности в другое предприятие (вариант B).

Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности, присвоение звания (вариант D). А вот получение водительских прав — это уже пример социальной стратификации. Переезд на новое место жительства — географическая мобильность, миграция.
Задание 21
Выберите верное суждение о социальной стратификации:
A) Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией
B) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов
C) Одним из критериев социальной стратификации являются психологические особенности человека
D) Объем власти, как критерий социальной стратификации, определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени

Обоснование:

Обратимся к определению:
Социальная стратификация — деление общества на вертикально расположенные социальные группы и слои (страты), размещение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем основным критериям неравенства: престиж профессии, неодинаковый доход, доступ к власти, уровень образования.

Вариант A не подходит, так как исходя из определения социальной стратификации, есть определенные критерии, которые ограничивают деление общества.

Вариант C также не подходит, так как психологические особенности человека критерием социальной стратификации не являются.

Вариант D не подходит, так как власть хоть и является критерием социальной стратификации, но власть не определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени. Данное определение характерно для понятия «доход».

А вот непосредственно уровень доходов является критерием социальной стратификации.

(Источник — Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова. - M. : Просвещение, 2014. - с. 146 - 147).
Задание 22
Выберите верные суждения о социальной роли индивида:
A) Все социальные роли обусловлены социальным неравенством
B) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности
C) Исполнение человеком социальной роли не имеет индивидуальную окраску
D) Все социальные роли людей строго формализованы

Обоснование:
Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Все это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т. д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т. д. Тем не менее, выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ (ответы C и D неверны). Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

(Источник: Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А.Баранова – Москва: АСТ, 2020 – с.269 - 273).
Задание 23
Выберите понятие, которое обобщает все остальные представленные понятия: поощрение, наказание, санкция, премирование, присвоение почетного звания.
A) Поощрение
B) Наказание
C) Санкция
D) Премирование
E) Присвоение почетного звания

Обоснование:
Обратимся к определению термина «санкции»:
Санкции — меры поощрения или наказания за отклоняющееся поведение, положительное или отрицательное. Следовательно поощрение и наказание — это виды санкций, премирование и присвоение почетного звания — это положительные меры поощрения.
Задание 24
Выберите верные суждения о политической системе общества:
A) К коммуникативному элементу политической системы общества относятся политические идеи, взгляды, представления и убеждения участников политической деятельности
B) В состав политической системы общества могут входить общественные организации
C) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы
D) Социальные нормы относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы

Обоснование:
Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы — неверно, существует мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Социальные нормы относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы — неверно, политические ценности относятся к культурно-идеологической подсистеме.

К коммуникативному элементу политической системы общества относятся политические идеи, взгляды, представления и убеждения участников политической деятельности — неверно, так как данные политические ценности и убеждения относятся к культурно-идеологической подсистеме.

Верен вариант B, так как в состав политической системы общества действительно могут входить общественные организации — источник: Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова. - M. : Просвещение, 2014. - с. 228 - 231.
Задание 25
Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах:
A) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей общенационального избирательного округа
B) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки
C) Достоинством любой избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте
D) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство прав политических партий и кандидатов.

Обоснование:
Согласно Л.Н. Боголюбовой именно выборы в демократическом обществе предполагают равенство прав политических партий и кандидатов.

(Источник — Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова. - M. : Просвещение, 2014. - с. 252 - 254).
Задание 26
Партия Z имеет свои организации в разных частях страны. Члены этой партии занимают различные посты в центральных и местных органах государственной власти. Программа партии содержит идею о построении социального государства, о распределении богатств с учетом интересов трудящихся. Какие характеристики относятся к данной партии?
A) социалистическая, правящая, массовая
B) консервативная, революционная

Обоснование:
Социалистические партии — политические партии, для которых идеалом общественного устройства является социализм.

Правящая партия — партия, находящаяся у власти в данный момент.

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.
Задание 27
В результате политических преобразований в государстве Z изменился политический режим.
Какие из приведенных фактов свидетельствуют об утверждении демократии в государстве Z?

A) Появление нового политического лидера
B) Установление многопартийности и проведение выборов на конкурентной основе
C) Утрата популярности ранее известных средств массовой информации
D) Переход к мажоритарной избирательной системе

Обоснование:
Верный ответ — B, так как многопартийность и проведение выбор на конкурентной основе являются признаками демократии.
Задание 28
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведенном ниже списке характеристики формы государства Z:
A) Президентская республика, федеративное государство, демократическое государство
B) Абсолютная монархия, унитарное государство

Обоснование:

Верен ответ A: федеративное государство — у субъектов есть право на свои конституции и двухпалатный парламент; демократическое государство — есть права и свободы; президентская республика — Президент формирует и возглавляет исполнительную власть.
Задание 29
Анне 13 лет. Она является гражданкой РФ. Какие действия она вправе совершать самостоятельно?
A) Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
B) Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации
C) Распоряжаться своим заработком (в модельном агентстве)
D) Заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия одного из родителей

Обоснование:
Согласно ГК РФ ст.28:
Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Задание 30
Какие суждения о субъектах гражданского права верны?
A) Юридические лица могут выступать в суде в качестве ответчика
B) Физические лица приобретают полную дееспособность с момента получения паспорта
C) Физические лица приобретают правоспособность с момента получения паспорта

Обоснование:
Верен ответ А — ГК РФ ст. 17, 30, 48 — Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Задание 31
Угрожая ножом, Н. отобрал телефон у школьника. Какой вид преступления он совершил?
A) Кража
B) Грабеж
C) Разбой
D) Мошенничество

Обоснование:
Верен ответ C — данное правонарушение согласно УК РФ ст. 162 квалифицируется как разбой.
Задание 32
За последний месяц работник неоднократно опаздывал на работу. Ему объявили замечание, затем выговор. После очередного опоздания начальник подписал приказ о его увольнении и отказался выплатить выходное пособие. Правомерны ли действия начальника?
A) Правомерны
B) Неправомерны

Обоснование:
Действия начальника правомерны согласно ТК РФ ст. 81, 178:
  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
  • прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Задание 33
Выберите примеры увольнения работника по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
A) Работник уволен в связи с сокращением штата сотрудников организации
B) Работник уволен в связи с тем, что в ходе аттестации выяснилось несоответствие его квалификации занимаемой должности
C) В результате прохождения медицинской комиссии работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности
D) Работник уволен по собственному желанию в связи с переездом в другой город

Обоснование:
Верен ответ C согласно ТК РФ ст. 83 — Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: 1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; 3) неизбрание на должность; 4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу; 5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) смерть работника либо работодателя-физического лица, а также признание судом работника либо работодателя-физического лица умершим или безвестно отсутствующим; 7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Задание 34
Выберите из предложенных примеров способ защиты гражданских прав:
A) Дисквалификация
B) Лишение специального права
C) Неустойка

Обоснование:
Верен ответ С — неустойка согласно ГК РФ ст. 329 — исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Задание 35
Какие из приведенных ниже положений относятся к основам конституционного строя РФ?
A) Приоритет государственной формы собственности
B) Государственное финансирование политических партий
C) Наличие государственной идеологии
D) Единство экономического пространства

Обоснование:
Верен ответ D согласно Конституции РФ ст. 5 пункт.3, ст. 8 пункт 1.
Задание 36
Что означает прин­цип по­ли­ти­че­ско­го плюрализма, закрепленный в ста­тье 13 Кон­сти­ту­ции РФ?
A) Признаны раз­лич­ные формы собственности
B) Отсутствует го­су­дар­ствен­ная религия
C) Провозглашена сво­бо­да по­ли­ти­че­ских мне­ний и действий
D) Признаны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гражданина

Обоснование:
Принцип плюрализма согласно Конституции РФ ст.13 означает провозглашение сво­бо­ды по­ли­ти­че­ских мне­ний и действий.
Задание 37
Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа?
A) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной
B) Ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной
C) В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ют­ся по­ли­ти­че­ское многообразие, многопартийность
D) Российская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории
E) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции между собой равноправны.

Обоснование:
Верен ответ A согласно Конституции РФ ст. 14 — в статье 14 Конституции РФ установлено положение, согласно которому Россия — светское государство, а религиозные объединения отделены от него. Объявляется, что ни одна из религий не может стать государственной или обязательной.
Задание 38
Какой вопрос, в соответствии с Конституцией РФ, находится в ведении только федерального центра?
A) Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры
B) Кадры судебных и правоохранительных органов
C) Защита института брака как союза мужчины и женщины
D) Разграничение государственной собственности
E) Судоустройство, прокуратура

Обоснование:
Согласно Конституции РФ ст. 71, 72 судоустройство и прокуратура находятся только в ведении федерального центра.
Задание 39
Что из предложенных примеров относится к функциям Правительства РФ?
A) Назначение на должность Председателя Центрального банка РФ
B) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации
C) Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
D) Содействие развитию предпринимательства

Обоснование:
Верен ответ D согласно Конституции РФ ст. 114 пункты е2 и е3.
Задание 40
Что из предложенных примеров относится к функциям Государственной Думы?
A) Осуществление помилования
B) Осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества
C) Объявление амнистии
D) Разработка федерального бюджета
E) Содействие развитию предпринимательства

Обоснование:
Верен ответ С согласно Конституции РФ ст. 103 пункт ж.
Задание 41
Выберите верные суждения о выборах Президента России:
A) Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
B) Президент РФ избирается сроком на 5 лет
C) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет
D) В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Обоснование:
Верен ответ А согласно Конституции РФ ст. 81 — 1. 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Задание 42
В соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде — это…
A) Воспитание
B) Образование
C) Обучение
D) Преподавание

Обоснование:

Определение содержится в статье 2 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Задание 43
В какой форме может быть получено среднее общее образование?
A) Только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
B) В форме самообразования
C) В организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне таких организаций

Обоснование:
ФГОС СОО п.2
Среднее общее образование может быть получено:
  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
Задание 44
Какие результаты изучения обществознания относятся к «предметным» в соответствии с требованиями ФГОС?
A) Способность обучающихся к построению индивидуальной образовательной траектории
B) Сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
C) Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов
D) Сформированность у обучающихся правосознания и экологической культуры

Обоснование:

ФГОС СОО п.6 и 9.4:
пункт 6:
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

пункт 9.4:
Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

Формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Задание 45
Какое соотношение устанавливает ФГОС СОО между обязательной частью основной образовательной программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений?
A) Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 50%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 50% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
B) Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
C) Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 20% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

Обоснование:
ФГОС СОО п.15:

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам.

Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются:
  • учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность.
Задание 46
Какая из предложенных формулировок наиболее точно раскрывает особенности проектной образовательной технологии?
A) Направлена на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе
B) Обучение эффективной работе с информацией, формирование умения принимать осмысленные решения; основные фазы этой технологии: вызов, осмысление, рефлексия.
C) Организация деятельностного подхода через создание ситуации самостоятельного приобретения учащимся знаний из различных источников, производство на каждом этапе работы конкретного продукта.
D) Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий через моделирование проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни

Обоснование:
Верен ответ C согласно источнику — Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: издательство Юрайт, 2019. - с.101-110.
Задание 47
Какая из предложенных формулировок раскрывает принцип актуальности, как дидактический принцип подбора материала к уроку обществознания?
A) Учет реальных возможностей учащихся, их психологической, физической, интеллектуальной подготовленности к восприятию учебного материала
B) Соответствие учебного материала современным научным достижениям
C) Связь учебного материала с реальными событиями, происходящими в городе, стране, мире
D) Использование учениками полученных знаний в обычной жизни
E) Нацеленность учебного материала на решение задач патриотического, гражданского, нравственного воспитания

Обоснование:
Верен ответ C согласно источнику Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: издательство Юрайт, 2019. - с.101-110.
Задание 48
Выберите недостатки тестирования, как способа проверки результатов обучения:
A) Требует минимальных затрат времени
B) Теряется логика рассуждения
C) Обеспечивает равные условия для всех обучающихся
D) Создает условия для индивидуализации обучения

Обоснование:
Одним из самых распространенных недостатков тестирования является потеря логики рассуждения. Пункты 1,3 и 4 это скорее примеры достоинств тестирования.

Источник — Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: издательство Юрайт, 2019. - с.101-110.
Задание 49
Какие виды самостоятельной работы учащихся иллюстрируют творческо-поисковый уровень их познавательной активности?
A) Анализ таблицы, формулирование вывода
B) Заполнение таблицы по образцу
C) Решение проблемных заданий
D) Составление сложного плана темы

Обоснование:
Анализ, работа по образцу и составление плана — не являются примерами работы на творческо-поисковом уровне учащихся.
Верен ответ C. Источник — Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: издательство Юрайт, 2019. - с.101-110.
Задание 50
Назовите самую массовую оценочную процедуру в российской системе образования:
A) ВПР
B) НИКО
C) ГИА9
D) ЕГЭ

Обоснование:
ЕГЭ нельзя отнести к массовой оценочной системе потому, что не все выпускники после 9 классов продолжают обучение в школе и сдают ЕГЭ.

НИКО проводится на всей параллели с 1 по 11 классов, но не носит массовый характер и является региональной формой контроля, мало предметов выносится на проверку.

В ВПР принимают участие все учащиеся, им могут попасться те предметы, которые они не выбрали на ЕГЭ или ГИА.

ГИА-9 — ограничение ряда обязательных предметов и предметов по выбору, отмена ГИА-9 в условиях пандемии, выделение альтернативных форм — ГВЭ-9 — не позволили выделить ГИА-9 как массовую оценочную процедуру.
Задание 51
Сколько времени отводится на выполнение работы на ЕГЭ по обществознанию?
A) 3 часа 30 минут
B) 3 часа 40 минут
C) 3 часа 45 минут
D) 3 часа 55 минут

Обоснование:
Время отводимое на ЕГЭ по обществознанию указано в демонстрационном варианте 2020 г. — 3 часа 55 минут.
Задание 52
Выберите верные критерии оценивания ответа на задание 28 (сложный план) ЕГЭ по обществознанию:
A) Максимальная оценка за задание 28 — 3 балла
B) Количество подпунктов каждого пункта плана должно быть в любой теме не менее 3-х
C) Количество подпунктов каждого пункта плана в отдельных случаях может быть менее 3-х
D) 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен, если по критерию 28.1 выставлено не менее 2 баллов

Обоснование:
Критерии оценивания ответа на задание 28 содержатся в демонстрационном варианте 2020 г.
Задание 53
Если установлен факт наличия и/или использования участником ГИА средств связи и/или справочных материалов во время проведения ГИА, общественному наблюдателю в аудитории следует:
A) Сообщить о факте нарушения руководителю ППЭ и члену ГЭК для принятия решения
B) Изъять средства связи и/или справочные материалы без удаления участника ГИА и информирования руководителя ППЭ и члена ГЭК
C) Самостоятельно удалить участника ГИА, нарушившего установленный порядок проведения ГИА
D) Перенести сдачу экзамена на другой (резервный) день

Обоснование:

Верен ответ A согласно правилам проведения экзамена на ППЭ.
(Источник — http://edu.rustest.ru)
Блок 3. Fun
Задание 54
Вопрос от сервиса аудио и электронных книг Storytel:

Аудиокниги существуют очень давно. Когда-то их называли фонографическими книгами — считалось, что они могут облегчить жизнь слепых людей. А кто придумал устройство для их воспроизведения — фонограф?

1. Иоанн Гутенберг
2. Томас Эдисон
3. Герберт Уэллс
4. Билл Гейтс

Обоснование:
Томас Эдисон изобрел фонограф в 1877 году и полагал, что среди прочего этот аппарат можно использовать для того, чтобы незрячие могли читать книги.
Задание 55
От компании REDMOND — международного производителя техники для дома:
Сталь это сплав железа с углеродом. Что дает углерод?

1) пластичность
2) твердость
3) вязкость

Обоснование:
Именно углерод оказывает прямое влияние на прочность и твердость стали: чем его больше, тем выше названные характеристики, пластичность же при этом снижается.
Задание 56
От онлайн-института Smart:
Активное выталкивание из сознания болезненных воспоминаний, чувств и побуждений — это ...

А) отрицание
Б) вытеснение
В) подавление
Г) замещение

Обоснование:
Отрицание — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного.

Подавление – это произвольное, сознательное управление своими эмоциями. Оно не является самообманом: это один из немногих механизмов психологической защиты, который не приводит к искажению реальности.

Замещение – это защитный механизм, который характеризуется искажением (смещением) реальности и бессознательностью процесса.

Активное же выталкивание из сознания болезненных воспоминаний, чувств и побуждений — это вытеснение.
Задание 57
Вопрос от Canva — бесплатного инструмента для дизайна и создания учебных материалов:
Какая цветовая палитра показана на картинке?

А) монохромная
В) комплементарная
С) контрастная

Обоснование:
Цвета этой палитры (фиолетовый и зеленый) расположены друг напротив друга на цветовом круге. Такие цвета и цветовые схемы называют дополнительными или комплементарными.
Задание 58
От онлайн-института Smart:
Эйдотехника — это

A) совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации
B) основа мнемотехники, искусство оперирования зрительными образами
C) способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.

Обоснование:
Совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации — это мнемоника, или мнемотехника.

Способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения — это скорочтение.

А основа мнемотехники и искусство оперирования зрительными образами — это эйдотехника.
Рекомендации по результатам прохождения заданий Олимпиады по обществознанию.
от 0 до 30 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по обществознанию! Надеемся, задания Олимпиады были интересными и раскрыли для вас много новых тем. На основе набранных вами баллов мы подготовили рекомендации, которые помогут добиться лучшего результата не только в будущих Олимпиадах, но и в вашей преподавательской деятельности 💎

Разделы, которые стоит повторить:
  • Право
  • Экономика
  • Социальные отношения
  • Человек и Общество
  • Политика
Литература и методические пособия:
  • Обществознание: Пособие для поступающих в МГУ/Под ред. Н.А. Агафоновой. 4-е изд., испр. и доп.;
  • Общая теория права и государства: Учебник для вузов/Книга, Владик Сумбатович Нерсесянц;
  • Кульков В.М., Теняков И.М., Чирков М.А. Экономическая система России: учебное пособие. Учебное пособие. 240 с., ООО "МАКС Пресс", 2019
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания истории и обществознания вы можете в Сообществе учителей истории и обществознания.

Для того, чтобы проще устанавливать и поддерживать контакт с учениками любого возраста, рекомендуем повторить основные концепции общей и возрастной психологии, теории воспитания и обучения из курса общей педагогики, сведения из истории педагогики в России и за рубежом.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
От 31 и выше:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по обществознанию! Вы показали достойный результат и отличное владение следующими разделами обществознания: право, экономика, социальные отношения, политика, человек и общество.

Для поддержания и совершенствования вашего уровня знаний рекомендуем следующие пособия:
  • Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020.
  • Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А.Баранова – Москва: АСТ, 2020.
Ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания истории и обществознания вы можете в Сообществе учителей истории и обществознания.

Для поддержания ваших знаний по общей и возрастной психологии рекомендуем читать периодику — электронный журнал «Психологическая наука и образование».

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
Электронный именной сертификат участника с набранными баллами мы отправим вам до 28 августа на почту, указанную при регистрации.
А печатную версию для портфолио вы можете заказать здесь→
Преподавайте обществознание
не выходя из дома
В Skyeng у вас всегда будет:
Гибкое расписание и возможность совмещения
Интерактивная платформа с готовыми заданиями
Стабильное вознаграждение без задержек
Сильное окружение, поддержка коллег и методистов
Партнеры Олимпиады
ООО «Скай Сервис Рус»
ИНН: 9709071488 КПП: 770901001 ОГРН: 1217700218273
Юридический адрес: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 23А, стр. 1, пом. I, комната 1

Соглашение на обработку персональных данных
olimp@skyteach.ru
+ 7(495)137-85-92
© Skyeng, 2021