Предлагаем ознакомиться с правильными ответами, провести работу над ошибками и усовершенствовать свои знания!
Русский язык
Поздравляем —
вы прошли тестирование по русскому языку!
Все рекомендации разработаны экспертами — авторами ФГОС, специалистами по когнитивным нейронаукам, призерами всероссийских олимпиад и преподавателями высшей квалификационной категории
Блок 1.
Общая педагогика
Нумерация заданий на сайте отличается от нумерации в тесте, т.к. количество вопросов о личных данных (вопросы 1–8, 1–10) могло меняться в зависимости от ваших ответов.
Задание 1
Ввести ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий (теоретический) способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий, — это значит:
А)Создать схему ООД
B)Составить линейную программу
C)Создать проблемную ситуацию
D)Поставить учебную задачу

Объяснение:
Обратимся к определению: «Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях» по И. А. Зимней.
Задание 2
Теоретические основы создания учебной литературы начали активно разрабатываться в отечественной педагогике, начиная с:
А)60-х годов ХХ столетия
B)20-х годов ХХ столетия
C)Середины XVIII века
D) Конца ХIХ столетия

Объяснение:
Процесс создания и развития учебной литературы в Российской школе был длительным и сложным как по целевому назначению, так и по содержанию. Строение учебника менялось вместе с изменением понимания сущности процесса обучения и осознаваемых возможных функций учебника. Весомые труды в данной области относятся к 60-м годам XX столетия: исследования и научные труды Е. И. Перовского, Н.А. Менчинской.
Задание 3
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы психолога и педагога:
А) Дж. Локка
B) Дж. Брунера
C) П.Я. Гальперина
D) И.Ф. Гербарта

Объяснение:
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж.Брунера (Брунер Дж., 1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления. Главное внимание Брунер уделил структуре знаний, которая должна включать в себя все необходимые элементы системы знаний и определять направление развития ученика.
Задание 4
Что из предложенного включает в себя когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности:
А) Определенный уровень общепедагогических и специальных знаний
B) Умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на всестороннее развитие личности ребенка
C) Умение определять и применять способы наиболее эффективного достижения поставленных целей
D) Ценности педагогической деятельности, позволяющие учителю удовлетворять свои потребности и служащие ориентиром в его профессиональной работе

Обоснование:
Когнитивный компонент готовности к профессионально-педагогической деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: общеинтеллектуальные способности и знания в конкретной предметной области. В. Д. Шадриков определял любую способность как свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. С позиции системного подхода автор раскрывает взаимовлияние способностей и деятельности, делая акцент на том, что любую деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции: при реализации любого действия необходимо что-то воспринять, представить, запомнить, осмыслить и т.д.
Задание 5
Учитель в своей практике идет к достижению цели через стандартизированное предъявление материалов и привлечение элементов соревновательности. К какой группе вы бы отнесли такого учителя?
А) SJ
B) NT
C) SP
D) NF

Объяснение:
Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г. различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов). Основой типологии (сейчас чаще пользуются термином «тип менталитета» вместо «архетип») являются различия в определенных стилях поведения, определенных наборах «функций». При этом следует иметь ввиду, что ни один из типов менталитета (психотипов) не важнее любого другого.

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс—Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP, ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ, ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

ТИП SJ — основные характеристики людей этого типа — надежность, стабильность, сохранение традиций.
Задание 6
Поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям, — это:
А) Ресоциализация
B) Виктимогенность
C) Девиантное поведение
D) Делинквентное поведение

Объяснение:
А) Ресоциализация — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс.

B) Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.). Виктимизация — это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).

C) Девиантное поведение — это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей. Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия.

D) Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».
Задание 7
Объем оперативной памяти у школьников составляет:
А) От 1 до 3 единиц
B) От 3 до 5 единиц
C) От 2 до 4 единиц

Объяснение:
На основе ряда исследований, проводимых научно-педагогическим коллективом УРФУ, рядом нейропсихологических центров России объем оперативной памяти у школьников составляет от 2 до 4 единиц.
Задание 8
Чтобы гиперактивного ребенка побудить к действию, необходимо:
А) Проговорить информацию 4 раза
B) Проговорить информацию 3 раза
C) Проговорить информацию 5 раз
D) Проговорить информацию 2 раза

Объяснение:
Согласно методике работы с гиперактивными детьми (Н.Н.Заваденко, Р. Кэмбелл) необходимо проговорит информацию 4 раза.
Задание 9
Как вы думаете, согласно Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в какую систему отношений?
А) «ребенок — ребенок»
B) «ребенок — общественный взрослый»
C) «ребенок — общественный предмет»
D) «ребенок — предмет»

Объяснение:
Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконинну, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.
Задание 10
К дидактическим принципам, предложенным Л.В. Занковым, не относится принцип:
А) Ведущей роли прикладных знаний в начальном обучении
B) Обучения быстрым темпом
C) Обучения на высоком уровне трудности
D) Осознания школьниками процесса учения

Объяснение:
Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:

Принцип обучения на высоком уровне трудности
Реализация этого принципа предполагает осуществление обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Обязательное условие соблюдение меры трудности. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.

Принцип ведущей роли теоретических знаний
Согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников.

Принцип осознания школьниками процесса учения
Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду.

Принцип работы над развитием всех учащихся
Согласно этому принципу должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо, но словам Л. В. Занкова, «развитие есть следствие развития». Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса.

Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное — непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.
Блок 2.
Методика: русский язык
Задание 11
Выражения «переходный пешеход» и «запасный словарь» являются примерами:
А) спунеризмов
B) мондегринов
C) катахрезы

Обоснование:
А) Спунеризм — это нечаянная оговорка или сознательная игра слов, при которой два близких слова в предложении меняются начальными частями, слогами или отдельными буквами/звуками. Выражения в задании являются ярким примером спунеризма — вместо пешеходный переход получился «переходный пешеход».

B) Мондегрин — это ослышки. Чаще всего в песнях и стихах, которые возникают от недостаточно хорошей дикции исполнителей, специфического сочетания слов и фраз, которые трудно понять правильно. Также ослышки встречаются в восприятии людей, у которых жизненный опыт и словарный запас невелики, а некоторые грамматические конструкции не усвоены. Самый яркий пример мондегрина — в песне Игоря Саруханова очень многим, не вникающим в текст, слышалось совершенно нелогичное упоминание гибрида «скрипка-лиса». Хотя по смыслу всё однозначно: «Скрип колеса, лужи и грязь дорог...».

C) Катахреза — намеренное сочетание слов с несочетаемыми стилистическими значениями. На катахрезах основаны многие загадки, поговорки, пословицы, шутки. Например, «есть глазами».
Задание 12
По способу общения выделяют:
А) межличностное и групповое общение
B) контактное и дистантное
C) официальное и неофициальное
D) вербальное и невербальное

Обоснование:
А) межличностное и групповое общение относится к видам общения по количеству участников в коммуникации, а не по способу;

B) контактное и дистантное — эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, т.е. наличие непосредственного контакта между партнерами или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции;

C) официальное и неофициальное — определяется стилем общения — отсутствием или наличием правил и регламентов общения;

D) вербальное — одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи; невербальное — включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой. То есть, способ общения — непосредственно речь или жесты и мимика.
Задание 13
Восприятие партнеров — это:
А) коммуникативная сторона общения
B) перцептивная сторона общения
C) интерактивная сторона общения

Обоснование:

Существует три стороны общения:
- Интерактивная сторона общения предполагает обмен действиями между партнерами (интеракция — определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга);

- Коммуникативная сторона — обмен информацией;

- Перцептивная — это восприятие партнера на уровне чувств. Восприятие в психологии также называют перцепцией.
Задание 14
Выражение «Терпи коза, а то мамой будешь» является примером:
А) спунеризма
B) мондегрина
C) катахрезы

Обоснование:
А) Спунеризм — это нечаянная оговорка или сознательная игра слов, при которой два близких слова в предложении меняются начальными частями, слогами или отдельными буквами/звуками. Яркий пример спунеризма — вместо пешеходный переход — «переходный пешеход».

B) Мондегрин — это ослышки. Чаще всего в песнях и стихах, которые возникают от недостаточно хорошей дикции исполнителей, специфического сочетания слов и фраз, которые трудно понять правильно. Также ослышки встречаются в восприятии людей, у которых жизненный опыт и словарный запас невелики, а некоторые грамматические конструкции не усвоены — например, у детей. Выражение «Терпи коза, а то мамой будешь» — не что иное, как ослышка — «Терпи, казак, атаманом будешь!». Источник — К.И. Чуковский «От двух до пяти».

C) Катахреза — намеренное сочетание слов с несочетаемыми стилистическими значениями. На катахрезах основаны многие загадки, поговорки, пословицы, шутки. Например, «есть глазами».
Задание 15
Согласно модели коммуникативного процесса Лассуэлла аудитория —
А) передает сообщение
B) принимает сообщение
C) является каналом передачи сообщения

Обоснование:
Г. Лассуэлл в своей работе «Структура и функции коммуникации в обществе» в 1948 году описал модель массовой коммуникации:

Коммуникатор (Кто?) — это человек, который передают информацию. Производится анализ коммуникатора, выявляются его характеристики, факторы, способствующие улучшению взаимодействия с аудиторией. Анализируются причины возникновения самого акта коммуникации.

Сообщение (Что?) — это то, что передается от коммуникатора. В данном случаи будет проводиться анализ содержания сообщения, информации (контент, объем, сложность, композиция), а также выявлена частота употребления и количество упоминаний сообщения в СМИ.

Канал (По какому каналу?) — это способ передачи сообщения. Анализ средств и каналов, с помощью которых передаётся сообщение. Выявление наиболее приемлемых средств коммуникации и их специфик.

Получатель (Кому?) — это тот, кто принимает сообщение. Аудитория, на которую было направлено сообщение, подвергается анализу, в ходе которого выявляются отличительные черты и характеристики данной аудитории.
Задание 16
Наука, занимающаяся феноменами языка как такового, это:
А) психосемантика
B) психолингвистика
C) психология речи
D) психосемиотика

Обоснование:
А) психосемантика — это раздел психологии, предметом изучения которого являются принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти. Эта наука изучает фразы, знаки и символы и то, как человек воспринимает и трактует их;

B) психолингвистика — это область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков — таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей;

C) психология речи — область психологического знания, возникшая в конце XIX века вместе со становлением психологии как самостоятельной науки. Ее предмет составляет одна из важнейших сторон психики человека — способность владения словом, языком, речью;

D) психосемиотика — это наука о закономерностях создания и использования знаков и знаковых систем как средств познания и коммуникации.

Так как только психолингвистика занимается изучением феноменов языка, то ответ B верный.
Задание 17
Сензитивным периодом развития речи считается период:
А) от 5 до 7 лет
B) от 1 года до 3 лет
C) от 3 до 5 лет
D) от рождения до 1 года

Обоснование:
А) период от 5 до 7 лет считается сензитивныем период для способности к чтению;

B) в возрасте от 1 года до 3-х лет выделяют целых три этапа речевого развития: Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка;

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

C) от 3 до 5 лет — это сензитивный период для развития социальных навыков. Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учиться взаимодействовать с другими людьми;

D) от рождения до года — период характеризуется появлением «комплекса оживления», начало сензитивного периода для восприятия порядка, начало сензитивного периода для сенсорного развития.
Задание 18
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления.
А)да

B)нет

Обоснование:
Обратимся к определению термина «вербализм»:
Вербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного). Вербальные дети часто привлекают к себе повышенное внимание взрослых – они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции.

Однако опытные педагоги зовут таких детей демагогами, и это справедливо. У такого ребенка нарушено развитие познавательных процессов, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале.
Задание 19
Выберите, что означает регионализм «козюки» :
А) обувь «казаки»
B) козинаки
C) ядовитые змеи
D) корзины для сбора лесных ягод

Обоснование:
Региональные варианты русского языка (регионализмы) — разновидности русского литературного языка, характерные для того или иного региона его распространения, в разной степени отличающиеся от базовой литературной нормы и функционирующие в устной форме. Регионализм «козюки» характерен для жителей Орловской области и означает ядовитых змей.
Задание 20
Верно ли, что социалема — языковой, речевой коллектив, говорящий на одном языке?
А) нет
B) да

Обоснование:
Приведем определение термина «социалема», предложенное Ю.Д. Дешериевым (1977 г.) — социалема обозначает любую социальную общность людей (род, племя, народность, нация), пользующихся одним языком или какой либо формой его существования: диалектом, профессиональным жаргоном.
Задание 21
Всю совокупность правил функционирования графем фонемографического письма охватывают:
А) алфавит и орфография
B) алфавит и транскрипция
C) графика и орфография
D) графика и алфавит


Обоснование:
Если обратиться к теории языкознания, а именно к совокупности правил функционирования графем фонемографического письма, то получаем следующее определение — именно графика и орфография вместе охватывают всю совокупность правил функционирования графем фонемографического письма.

Правила эти распадаются на два цикла: 1) правила о соответствиях, связывающих в данной системе письма отдельные графемы и их комбинации с теми или иными звуковыми, фонологически существенными единицами языка и их сочетаниями;

2) правила орфографии, правила написания значащих единиц языка, прежде всего морфем и слов, а также письменного оформления словосочетаний и предложений.
Задание 22
В логических категориях языка прилагательное — это:
А) количество
B) действие
C) предмет
D) качество

Обоснование:
С точки зрения теории логических категорий («логической грамматики») категория степени качества выражается именно прилагательными.
Задание 23
Индоевропейские языки относятся к языкам:
А) изолирующим
B) флективным
C) агглютинирующим
D) инкорпорирующим

Обоснование:
Верный ответ в данном вопросе B, так как флексия подразумевает под собой гибкую структуру языков. Флективные языки — это языки словообразование в которых строится путем добавления к основе слова различных флексий с многообразными и многозадачными значениями. Примеры: многие индоевропейские языки (славянские, германские, романские), некоторые уральские (например, финский).

Агглютинативные языки — это языки, словообразование в которых, происходит путем добавления морфем с только одним значение, не подверженным никаким изменения. К агглютинативным языкам относятся, например, тюркские и финно-угорские. Ярким примером языков данной группы является японский, башкирский или татарский — пример: татарское слово « хатларында», что в переводе значит «в его письмах» состоит из данных морфем: «хат» — «письмо», «лар» — морфема со значением множественного числа, «ын» — морфема третьего лица, «да» имеет значение местного падежа. То есть, каждая морфема имеет лишь одно значение.

Изолирующие, или аморфные языки это языки, словообразование в которых, характеризуется полным отсутствием изменений слов и добавлений морфем. Отсюда и само их название. К таким языкам относится, например, китайский.

Инкорпорирующие или полисинтетические, пожалуй, самые сложные для изучения и проговаривания языки. Словообразование в них происходит путем добавления слов друг к другу образуется предложения. Как, например, в мексиканском языке «ninakakwa», где «ni» - «я», «naka» - «ем», «kwa» - «мясо».
Задание 24
Смешанный билингвизм может быть:
А) трех видов
B) четырех видов
C) пяти видов
D) двух видов

Обоснование:
Субординативный билингвизм еще называют билингвизмом смешанного типа . С точки зрения видов речевой деятельности было предложено выделять несколько видов субординативного билингвизма: рецептивный, репродуктивный, продуктивный (Верищагин).
Задание 25
Регионализм «забутовка» означает:
А) временное строение, бытовка
B) еда, собранная с собой
C) заготовки на зиму
D) лапша быстрого приготовления

Обоснование:
Данное выражение относится к кузбасским регионализмам. Каждый раз, отправляя мужа-горняка на работу, жена (или сам шахтер) готовит ему с собой забутовку. Зачастую это термос с чаем, большие бутерброды из хлеба с колбасой, сало, вторые блюда, сладости, выпечка. То есть все то, чем удобно пообедать на рабочем месте в шахте, на разрезе, да и в любом другом месте на работе.
Задание 26
Совмещение в одном словоизменительном аффиксе нескольких граммем — это:
А) афазия
B) конфабуляция
C) кумуляция
D) агнозия

Обоснование:

В данном вопросе верным может быть только один ответ C, так как термины «афазия», «конфабуляция» и «агнозия» относятся к нейропсихологии и характеризуют различные нарушения нейропсихологической нормы.
Задание 27
В каком веке появилась славянская азбука?
А) X веке
B) IX веке
C) XI веке
D) VIII веке

Обоснование:

Первая славянская азбука была составлена примерно в 863 году и была названа глаголицей, от славянского слова «глаголить» — «говорить». 863 год — это девятый век.
Задание 28
В современной лингвистике начала XXI века язык изучается:
А) как определенного рода семантические отношения, возникающие в процессе референции, то есть соотнесении текста с действительностью
B) как многоуровневая система знаков
C) определенным образом организованная система единиц языка
D) как языковая способность конкретного индивидуума

Обоснование:

Современные лингвисты пытаются понять, как мы используем язык и речь для создания определенных концептов, понятий, категорий в нашей голове, какую роль играет язык в процессе познания нами окружающего мира и как наш жизненный опыт отражается в языке. Язык рассматривается как языковая способность конкретного индивидуума.

Явление референции, указанное в варианте А, считается относительно молодым понятием в лингвистике и теории языка, но изучение данного явления относится к 70-80 годам века двадцатого, а не двадцать первого.

Язык как система знаков и семантические отношения рассматривались еще в ХIХ веке.
Задание 29
Определите к какой семье языков относится венгерский язык:
А) к кавказской семье языков
B) к кельтской семье языков
C) к уральской семье языков
D) к индоевропейской семье языков

Обоснование:

В восточно-северной части Уральских гор обитали предки нынешних венгров. Это дает право включать язык данного народа к уральской языковой семье. Специалисты установили, что он входит в угро-финскую группу языков. Однако по факту практически не имеет ничего схожего с речью финнов и эстонцев.
Задание 30
Как вы думаете, что является предметом изучения контенсивной типологии?
А) семантические категории языка
B) грамматические категории языка
C) синтаксис языка
D) уровни языка

Обоснование:
Нередко предмет контенсивной типологии языков понимают шире: не только субъектно-объектные структуры предложения, но вообще сходства и различия в плане содержания языков; такая контенсивная типология ориентирована на «понятийные» (семантические) категории грамматики и лексики.
Задание 31
Одним из основателей формальной школы в языкознании считают:
А) И.А. Бодуэна де Куртенэ
B) А.А. Потебню
C) Ф.Ф. Фортунатова
D) Л.В. Щербу

Обоснование:
Верен ответ C — Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков, специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева.

Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы (фортунатовской). Именно его считают основоположником формально-грамматического направления в русской лингвистике.
Задание 32
Многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений, относятся к архаизмам:
А) лексико-семантическим
B) лексико-словообразовательным
C) лексико-фонетическим
D) собственно лексическим

Обоснование:
К собственно-лексическим относят слова, которые устарели целиком и перешли в пассивный слой, например: зане — так как;

К лексико-семантическим относят отдельные многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений. Например, у слова гость устаревшим является значение «иноземный торговец», а остальные сохранились.

К лексико-фонетическим архаизмам относятся слова, у которых в процессе исторического развития языка видоизменилась звуковая форма (при сохранении содержания): аглицкий — английский, бусульманский — мусульманский, кроп — укроп и так далее.

К лексико-словообразовательным архаизмам относят такие слова, у которых устарели отдельные словообразовательные элементы: безлюдство — безлюдие, белость — белизна, вскольки — поскольку, высость — высота и так далее.
Задание 33
Заимствованные слова алфавит, биосфера, геофон, демократия, семасиология, телеметрия состоят из элементов:
А) греческих и латинских
B) латинских и итальянских
C) греческих и немецких
D) латинских и французских

Обоснование:

Верен ответ А.

Среди заимствований выделяется группа так называемых интернационализмов, т.е. слов греко-латинского происхождения, получивших распространение во многих языках мира. Сюда относятся, например, греческие слова: философия, демократия, проблема, революция, принцип, прогресс, анализ. Помимо готовых латинских и греческих слов, в международной научной терминологии широко используются отдельные греко-латинские морфемы: корни, приставки, суффиксы (многие греческие морфемы были заимствованы латинским языком еще в античную эпоху). К строительным элементам греческого происхождения относятся например: био-, гео-, гидро-, антропо-, пиро-, хроно-, психо-, микро-, демо-, тео-, палео-, нео-, макро-, поли, моно-, пара-, алло-, -логия, -графи-, супер-, интер- , экстра-, ре-, ор-, -изация и др. При построении терминов интернациональные греческие и латинские элементы могут комбинироваться между собой (например: телевизор, социология).
Задание 34
К разновидности экзотизмов относятся
А) этнонимы
B) старославянизмы
C) варваризмы
D) этнографизмы

Обоснование:
Экзотизмы — иноязычные слова, называющие предметы, явления, характерные для быта, культуры определенного народа. Так, слова: лорд, полисмен, леди, спикер, ленч, наведут большинство на мысль, что речь идет об Англии.

К внутренним экзотизмам относятся этнографизмы — слова, в значении которых отражены специфические для этноса понятия.
Задание 35
В составе фонетики И.А. Бодуэн де Куртенэ выделял:
А) фонетику сегментных и суперсегментных единиц
B) фонетику и фонологию
C) экспериментальную и прикладную фонетику
D) антропофонетику и психофонетику

Обоснование:

Науку о звуковом строе языка И.А. Бодуэн де Куртенэ подразделяет на антропофонику, изучающую акустические и физиологические свойства звуков речи; психофонетику, иначе этимологическую фонетику, изучающую «функциональные представления», т.е. представления фонетико-акустические как сами по себе, так и в связи с другими представлениями не только в точном смысле языковыми, т.е. морфологическими, но и внеязыковыми, т.е. «семасиологическими».

(Источник — Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И.А. БОДУЭНА ДЕ КУРТЕНЭ И КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5.
Задание 36
Наличие языковых штампов характерно для:
А) разговорной лексики
B) официально-деловой
C) научной
D) нейтральной

Обоснование:
Верен ответ B — для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения. В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта официально-делового стиля — это языковые штампы, или так называемые клише.
Задание 37
Выберите верное определение словообразовательного гнезда слов:
А) Система словообразования в миниатюре
B) Слова, не образованные от других слов.
C) Суммарный результат словообразования на основе исходного корневого производящего
D) Производные слова, образованные от производных слов.

Обоснование:

Исходя из устоявшегося определения словообразовательного гнезда
(словообразовательное гнездо — это группа однокоренных слов, расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано), верен ответ С.
Задание 38
Слово «колхоз» возникло из сочетания «коллективное хозяйство» в результате
А) префиксации
B) буквенной аббревиации
C) транспозиции
D) слоговой аббревиации

Обоснование:

Верен ответ D — слоговая аббревиация — объединение элементов сокращенных слов, аналогичных слогу «колхоз» — коллективное хозяйство.
Задание 39
Немотивированное значение воспринимается как:
А) первичное в слове
Б) вторичное в слове
В) поясняемое в слове
Г) производное в слове

Обоснование:
Немотивированное значение является первичным, генетически непроизводным, а мотивированное значение является вторичным, производным в смысловом и/или словообразовательном отношении. Например, значение слова «береза» немотивированно. Оно непроизвольно. Мы не знаем, почему данное дерево названо этим словом, а значения слов «березовый, березняк, подберезовик» являются мотивированными, производными, так как мы их определяем с помощью значения слова «береза».
Задание 40
Верно ли, что синтагма — это суперсегментная единица?
А) да
B) нет

Обоснование:
Суперсегментные единицы — слог, фонетическое слово, синтагма, фраза — состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Задание 41
Мертвые языки — это языки:
А) древних народов, которые утрачены историей
B) забытые их коренными носителями
C) только латинский и греческий языки
D) известные на основании письменных памятников

Обоснование:
Обратимся к определению.
Мертвый язык — язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении.
Задание 42
Герменевтика — наука, которая изучает:
А) синтаксические особенности языка
B) языковые особенности текста
C) грамматические особенности языка
D) толкование текста

Обоснование:
Обратимся к определению.
Герменевтика — толковательная наука; искусство истолкования; теория интерпретации и понимания текстов.
Задание 43
Наиболее высокой степенью возвышенности характеризуется слово:
А) бездыханный
B) безжизненный
C) лишенный жизни
D) мертвый

Обоснование:
Мертвый — безжизненный — бездыханный.
Все слова этого ряда объединены значением «лишенный жизни», однако имеют разную стилистическую окраску. Мы видим, что нейтральному слову мертвый могут противостоять слова разной степени «возвышенности»: безжизненный характеризуется слабой степенью возвышенности (книжной окраской), а бездыханный — сильной степенью возвышенности (в словарях имеет помету «высокое»). К интересным выводам приводит размышление над оттенками лексического значения этих слов: безжизненный — «лишенный жизни», бездыханный — «лишенный дыхания (духа)».
Задание 44
Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо одной профессией, — это:
А) сленг
B) профессионализмы
C) жаргонизмы
D) номенклатурные понятия

Обоснование:
Сленг — это относительно устойчивый для определенного периода, широко употребительный, стилистически маркированный (сниженный) лексический пласт (имена существительные, прилагательные и глаголы, обозначающие бытовые явления, предметы, процессы и признаки), компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык

Профессионализмы — это слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы людей, объединенных какой-либо одной специальностью или профессией. Они, как правило, характеризуют определенные предметы и процессы деятельности в данной профессии или роде занятий.

Жаргонизм — жаргонные слова или выражения. Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп.

Особую разновидность специальной лексики представляют номенклатурные обозначения. Номенклатура — это совокупность специальных терминов-названий, употребляющихся в данной научной области, названия типичных объектов данной науки (в отличие от терминологии, включающей обозначения отвлеченных понятий и категорий).
Блок 3. Fun
Задание 45
От онлайн-института Smart:
Эйдотехника — это

A) совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации
B) основа мнемотехники, искусство оперирования зрительными образами
C) способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.

Обоснование:
Совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации — это мнемоника, или мнемотехника.

Способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения — это скорочтение.

А основа мнемотехники и искусство оперирования зрительными образами — это эйдотехника.
Задание 46
Как называется нарушение способности писать правильно по форме и смыслу?
А) аграфия
B) алексия
C) акалькулия

Обоснование:

Обратимся к определениям:
Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

Акалькулия — нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей.
Задание 47
От компании REDMOND — международного производителя техники для дома:
Сталь это сплав железа с углеродом. Что дает углерод?

1) пластичность
2) твердость
3) вязкость

Обоснование:
Именно углерод оказывает прямое влияние на прочность и твердость стали: чем его больше, тем выше названные характеристики, пластичность же при этом снижается.
Задание 48
Вопрос от сервиса аудио и электронных книг Storytel:
Аудиокниги существуют очень давно. Когда-то их называли фонографическими книгами — считалось, что они могут облегчить жизнь слепых людей. А кто придумал устройство для их воспроизведения — фонограф?

A) Иоанн Гутенберг
B) Томас Эдисон
C) Герберт Уэллс
D) Билл Гейтс

Обоснование:
Томас Эдисон изобрел фонограф в 1877 году и полагал, что среди прочего этот аппарат можно использовать для того, чтобы незрячие могли читать книги.
Задание 49
Вопрос от Canva — бесплатного инструмента для дизайна и создания учебных материалов:
Какая цветовая палитра показана на картинке?

А) монохромная
В) комплементарная
С) контрастная

Обоснование:
Цвета этой палитры (фиолетовый и зеленый) расположены друг напротив друга на цветовом круге. Такие цвета и цветовые схемы называют дополнительными или комплементарными.
Рекомендации по результатам прохождения заданий Олимпиады по русскому языку.
от 0 до 30 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по русскому языку! Надеемся, задания Олимпиады были интересными и раскрыли для вас много новых тем. На основе набранных вами баллов мы подготовили рекомендации, которые помогут добиться лучшего результата не только в будущих Олимпиадах, но и в вашей преподавательской деятельности 💎
Попробуйте уделить внимание вопросам словообразования и практической фонетике языка, а также повторите процессы словообразования в русском языке.

В этом вам помогут следующие ресурсы:
  • Great Russian — блог Полины Масалыгиной о русском языке
  • TextoLogia — сайт по русскому языку с полезной информацией не только для школьников, но и для филологов и лингвистов
  • Портал «Культура письменной речи» — сайт с полезными материалами для лингвистов и преподавателей русского языка
Для того, чтобы проще устанавливать и поддерживать контакт с учениками любого возраста, рекомендуем повторить основные концепции общей и возрастной психологии, теории воспитания и обучения из курса общей педагогики, сведения из истории педагогики в России и за рубежом.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
От 31 и выше:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по русскому языку! Вы показали достойный результат и отличные знания в различных областях русского языка!

Для поддержания и совершенствования вашего уровня рекомендуем регулярно использовать словари — электронные версии всех словарей есть в интернете в свободном доступе.

Для повышения грамотности в режиме online есть полезный сервис — Gramota.ru с пояснениями, правилами, справочными материалами.

Также рекомендуем TextoLogia — сайт по русскому языку с полезной информацией не только для школьников, но и для филологов и лингвистов.

Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания русского языка и литературы вы можете в Сообществе учителей русского языка и литературы.

Для поддержания ваших знаний по общей и возрастной психологии рекомендуем читать периодику — электронный журнал «Психологическая наука и образование».

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
Электронный именной сертификат участника с набранными баллами мы отправим вам до 28 августа на почту, указанную при регистрации.
А печатную версию для портфолио вы можете заказать здесь→
Преподавайте русский язык
не выходя из дома
В Skyeng у вас всегда будет:
Гибкое расписание и возможность совмещения
Интерактивная платформа с готовыми заданиями
Стабильное вознаграждение без задержек
Сильное окружение, поддержка коллег и методистов
Партнеры Олимпиады
ООО «Скай Сервис Рус»
ИНН: 9709071488 КПП: 770901001 ОГРН: 1217700218273
Юридический адрес: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 23А, стр. 1, пом. I, комната 1

Соглашение на обработку персональных данных
olimp@skyteach.ru
+ 7(495)137-85-92
© Skyeng, 2021