Предлагаем ознакомиться с правильными ответами, провести работу над ошибками и усовершенствовать свои знания!
Физика
Поздравляем —
вы прошли тестирование по физике!
Все рекомендации разработаны экспертами — авторами ФГОС, специалистами по когнитивным нейронаукам, призерами всероссийских олимпиад и преподавателями высшей квалификационной категории
Блок 1.
Общая педагогика
Нумерация заданий на сайте отличается от нумерации в тесте, т.к. количество вопросов о личных данных (вопросы 1–8, 1–10) могло меняться в зависимости от ваших ответов.
Задание 1
Ввести ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий (теоретический) способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий, — это значит:
А) Создать схему ООД
B) Составить линейную программу
C) Создать проблемную ситуацию
D) Поставить учебную задачу

Обоснование:
Обратимся к определению: «Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях» по И. А. Зимней.
Задание 2
Теоретические основы создания учебной литературы начали активно разрабатываться в отечественной педагогике, начиная с:
А)60-х годов ХХ столетия
B)20-х годов ХХ столетия
C)Середины XVIII века
D) Конца ХIХ столетия

Объяснение:
Процесс создания и развития учебной литературы в Российской школе был длительным и сложным как по целевому назначению, так и по содержанию. Строение учебника менялось вместе с изменением понимания сущности процесса обучения и осознаваемых возможных функций учебника. Весомые труды в данной области относятся к 60-м годам XX столетия: исследования и научные труды Е. И. Перовского, Н.А. Менчинской.
Задание 3
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы психолога и педагога:
А) Дж. Локка
B) Дж. Брунера
C) П.Я. Гальперина
D) И.Ф. Гербарта

Объяснение:
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж.Брунера (Брунер Дж., 1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления. Главное внимание Брунер уделил структуре знаний, которая должна включать в себя все необходимые элементы системы знаний и определять направление развития ученика.
Задание 4
Поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям, — это:
А) Ресоциализация
B) Виктимогенность
C) Девиантное поведение
D) Делинквентное поведение

Объяснение:
А) Ресоциализация — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс.

B) Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.). Виктимизация — это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).

C) Девиантное поведение — это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей. Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия.

D) Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».
Задание 5
Что из предложенного включает в себя когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности:
А) Определенный уровень общепедагогических и специальных знаний
B) Умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на всестороннее развитие личности ребенка
C) Умение определять и применять способы наиболее эффективного достижения поставленных целей
D) Ценности педагогической деятельности, позволяющие учителю удовлетворять свои потребности и служащие ориентиром в его профессиональной работе

Объяснение:
Когнитивный компонент готовности к профессионально-педагогической деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: общеинтеллектуальные способности и знания в конкретной предметной области. В. Д. Шадриков определял любую способность как свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. С позиции системного подхода автор раскрывает взаимовлияние способностей и деятельности, делая акцент на том, что любую деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции: при реализации любого действия необходимо что-то воспринять, представить, запомнить, осмыслить и т.д.
Задание 6
Учитель в своей практике идет к достижению цели через стандартизированное предъявление материалов и привлечение элементов соревновательности. К какой группе вы бы отнесли такого учителя?
А) SJ
B) NT
C) SP
D) NF

Объяснение:
Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г. различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов). Основой типологии (сейчас чаще пользуются термином «тип менталитета» вместо «архетип») являются различия в определенных стилях поведения, определенных наборах «функций». При этом следует иметь ввиду, что ни один из типов менталитета (психотипов) не важнее любого другого.

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс—Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP, ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ, ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

ТИП SJ — основные характеристики людей этого типа — надежность, стабильность, сохранение традиций.
Задание 7
Объем оперативной памяти у школьников составляет:
А) От 1 до 3 единиц
B) От 3 до 5 единиц
C) От 2 до 4 единиц

Объяснение:
На основе ряда исследований, проводимых научно-педагогическим коллективом УРФУ, рядом нейропсихологических центров России объем оперативной памяти у школьников составляет от 2 до 4 единиц.
Задание 8
Чтобы гиперактивного ребенка побудить к действию, необходимо:
А) Проговорить информацию 4 раза
B) Проговорить информацию 3 раза
C) Проговорить информацию 5 раз
D) Проговорить информацию 2 раза

Объяснение:
Согласно методике работы с гиперактивными детьми (Н.Н.Заваденко, Р. Кэмбелл) необходимо проговорить информацию 4 раза.
Задание 9
В норме феномены Ж.Пиаже должны угасать у ребенка:
А) К 4–5 годам
B) К 6–7 годам
C) К 5–6 годам

Объяснение:
Верен ответ B — в норме к 6–7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6–7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх — низ», «правое — левое», «спереди — сзади». (Источник — Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст] / Под ред.Р. И. Лалаевой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011).
Задание 10
К дидактическим принципам, предложенным Л.В. Занковым, не относится принцип:
А) Ведущей роли прикладных знаний в начальном обучении
B) Обучения быстрым темпом
C) Обучения на высоком уровне трудности
D) Осознания школьниками процесса учения

Объяснение:

Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
Принцип обучения на высоком уровне трудности
Реализация этого принципа предполагает осуществление обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Обязательное условие соблюдение меры трудности. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.

Принцип ведущей роли теоретических знаний
Согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников.

Принцип осознания школьниками процесса учения
Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду.

Принцип работы над развитием всех учащихся
Согласно этому принципу должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо, но словам Л. В. Занкова, «развитие есть следствие развития». Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса.

Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное — непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.
Блок 2.
Методика: физика
Задание 11
Цистерна в форме параллелепипеда содержит 200 л воды. Рабочий старается перетащить цистерну влево, прикладывая силу тяги 600Н. В момент времени т0=0 другой рабочий пробивает дырку в корпусе, из которой начинает вытекать вода с постоянной скоростью 2л/с. Коэффициент трения цистерны с полом равен μ=0.4. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с^2.В какой момент времени цистерна сдвинется с места?
A) 10с
B) 15с
C) 20с
D) 25с

Обоснование:
Смотрите во вложении.
Верный ответ D — 25 с.
Задание 12
Цистерна в форме параллелепипеда содержит 200 л воды. Рабочий старается перетащить цистерну влево, прикладывая силу тяги 600Н. В момент времени т0=0 другой рабочий пробивает дырку в корпусе, из которой начинает вытекать вода с постоянной скоростью 2л/с. Коэффициент трения цистерны с полом равен μ=0.4. Ускорение свободного падения принять равным 10 мс2.Движение цистерны является:
A) равномерным
B) равноускоренным
C) неравномерным и не равноускоренным

Обоснование:

Как видно, ускорение зависит от времени, значит движение нельзя назвать равномерным или равноускоренным. Верный ответ — C.
Задание 13
Цистерна в форме параллелепипеда содержит 200 л воды. Рабочий старается перетащить цистерну влево, прикладывая силу тяги 600Н. В момент времени т0=0 другой рабочий пробивает дырку в корпусе, из которой начинает вытекать вода с постоянной скоростью 2л/с. Коэффициент трения цистерны с полом равен μ=0.4. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с^2.Каково будет ускорение цистерны в момент времени t2=40c?
A) 0 м/с^2
B) 1 м/с^2
C) 2 м/с^2
D) 3 м/с^2


Обоснование:
Посчитаем значение ускорения при t2=40c.
Верный ответ — В.
Задание 14
На рисунке показан график зависимости координаты Х тела, движущегося вдоль оси оХ, от времени t. Укажите верные утверждения:
А) На участке DE ускорение не меняет своего направления
B) Проекция скорости тела на ось оХ в точке С отрицательна
C) В точке А тело начинает равноускоренное движение
D) Проекция перемещения тела на ось оХ на участке CD больше, чем на участке DE
E) В точке D ускорение и скорость тела сонаправлены

Обоснование:
1) На участке DE тангенс угла касательной непрерывно растёт, значит ускорение всегда направлено по оси оХ — следовательно утверждение А верно.
2) В точке С скорость тела равна нулю (тангенс угла касательной равен нулю) — утверждение неверно.
3) На участке AB тело движется с постоянной скоростью — утверждение неверно.
4) На участке DE проекция перемещения равна нулю, а на участке CD она отрицательная, поэтому утверждение неверно.
5) В точке D скорость направлена противоположно оси оХ, а ускорение сонаправлено — утверждение неверно.
Задание 15
Электрическая цепь содержит источник эдс ε=10 В, конденсатор емкости С=400мкФ, заряженный до напряжения 2ε (рисунок), катушку с индуктивностью L=10мГн и ключ К. Ключ К замыкают. Какова максимальная сила тока в цепи?
A) 0А
B) 1А
C) 2А
D) 4А
E) ничего из вышеперечисленного

Обоснование:
Во вложении.
Задание 16
На PV диаграмме показан процесс изменения состояния идеального газа постоянной массы, который состоит из изобарного, изохорного, изотермического и адиабатического процессов. P — давление газа, V — объем газа. К диаграмме есть список утверждений:
1) Работа, совершенная газом за цикл, — отрицательна
2) На участке 3-4 газ отдаёт положительное количество теплоты
3) Работа газа на участке 1-2 больше, чем работа газа на участке 2-3
4) Работа газа на участке 4-1 больше, чем работа газа на участке 1-2
5) Изменение внутренней энергии процессе 1-2 равно нулю
Какие из этих утверждений верные?

A) 1
B) 3 и 5
C) 1, 2 и 4
D) 1 и 3
E) 2, 3 и 5

Обоснование:

  1. Имеем дело с обратным циклом, отрицательная работа газа в процессе 4-1 по модулю больше чем суммарная работа в процессах 1-2 и 2-3.
  2. По первому началу термодинамики, если работа равна нулю, а изменение внутренней энергии положительно, значит получает положительное количество теплоты.
  3. A23 = P0(2V0 - V0) = P0V0,
    A12 = -(1.5P0V0 - 1.5 * 4P0V0) = 4.5P0V0, утверждение верно
  4. Работа газа на участке 4-1 отрицательна, а на участке 1-2 положительна, неверно.
  5. В адиабатическом процессе изменение внутренней энергии равно работе внешних сил
    и не равно нулю.


Задание 17
Четыре бесконечно длинных платиновых провода( 0.1 Ом*мм^2/м) сечением 5 мм^2 образуют прямоугольный контур в постоянном магнитном поле В=2 Тл. В момент времени т0=0с два из них начинают движение со скоростью v1=4м/с и v2=6м/с, как показано на рисунке. Первоначально, длина и ширина прямоугольника равны х=3м и у=2м соответственно. Что показывает амперметр по истечении очень большого промежутка времени(считать бесконечно большим), если погрешность амперметра равна 1А?
A) 100А
B) 240А
C) 120А
D) ни один из вышеперечисленных
Задание 18
Четыре бесконечно длинных платиновых провода( 0.1 Ом*мм^2/м) сечением 5 мм^2 образуют прямоугольный контур в постоянном магнитном поле В=2 Тл. В момент времени т0=0с два из них начинают движение со скоростью v1=4м/с и v2=6м/с, как показано на рисунке. Первоначально, длина и ширина прямоугольника равны х=3м и у=2м соответственно.В какой момент времени ток через амперметр будет равен 128А?
A) 4с
B) 7с
C) 12с
D) никогда не станет равен
Задание 19
В теплоизолированном сосуде с подвижным легким поршнем находится вода и ее пар при температуре кипения. К нему медленно подают теплоту. Объемом воды пренебречь. Изобразите происходящий процесс в PV координатах. Выберете верное утверждение:
A) Происходящий в сосуде процесс можно изобразить на графике в PV координатах также как изобарный, так как давление в сосуде всегда равно внешнему давлению
B) Происходящий в сосуде процесс можно изобразить на графике в PV координатах также как изотермический, поскольку температура внутри сосуда не может превысить температуру кипения, пока вся вода не испарится
C) Происходящий в сосуде процесс нельзя изобразить ни одним из указанных способов

Обоснование:
Законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта требуют постоянства массы газа, поэтому однозначно назвать процесс изотермическим или изобарным нельзя (это вопрос терминологии). Однако график изотермы в PV координатах на самом деле отображает постоянство внутренней энергии (vRT=const), которая в данном процессе растет (увеличивается количество вещества). А вот график изобары будет точно отображать происходящее, хотя изменяться будет количество вещества, а не температура.
Задание 20
Определите общее сопротивление цепи содержащей бесконечное число резисторов при R=2 Ома. Ответ округлите до десятых.
A) 3,2 Ом
B) 4 Ом
C) 4,2 Ом
D) сопротивление невозможно определить
E) ничего из вышеперечисленного

Обоснование:
Общее сопротивление цепи не изменится, если к бесконечному числу звеньев добавить ещё одно.
Блок 3. Fun
Задание 21
Вопрос от сервиса аудио и электронных книг Storytel:
Аудиокниги существуют очень давно. Когда-то их называли фонографическими книгами — считалось, что они могут облегчить жизнь слепых людей. А кто придумал устройство для их воспроизведения — фонограф?

1. Иоанн Гутенберг
2. Томас Эдисон
3. Герберт Уэллс
4. Билл Гейтс

Обоснование:

Томас Эдисон изобрел фонограф в 1877 году и полагал, что среди прочего этот аппарат можно использовать для того, чтобы незрячие могли читать книги.
Задание 22
От онлайн-института Smart:
Основополагающим элементом профессиональной устойчивости является способность учителя к…
а) саморегуляции, самодеятельности

б) освоению новых программ
в) рефлексии
г) диагностической функции

Обоснование:

Как субъект педагогической деятельности учитель должен уметь управлять развитием, обучением и воспитанием формирующейся личности школьника, своевременно и результативно производить коррекцию педагогического воздействия на личность ребенка, его поведение и отношение к окружающей действительности.

Эмоционально-волевой компонент готовности рассматривается как проявление определенных чувств к воспитанникам, любви к профессии учителя, наличие чувства долга и личной ответственности за конечный результат в педагогическом процессе. Это также умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на безусловное выполнение задач всестороннего развития личности, способность преодолевать сомнения, боязнь, напряженность в сложных жизненных ситуациях, умение мобилизовать свою волю в сложной социальной обстановке.

Умение управлять собой является основополагающим для учителя умением.

(источник: Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002).
Задание 23
Вопрос от Canva — бесплатного инструмента для дизайна и создания учебных материалов:
Какая цветовая палитра показана на картинке?

А) монохромная
В) комплементарная
С) контрастная

Обоснование:
Цвета этой палитры (фиолетовый и зеленый) расположены друг напротив друга на цветовом круге. Такие цвета и цветовые схемы называют дополнительными или комплементарными.
Задание 24
От онлайн-института Smart:
Информационным блоком называют ...

A) 1-й блок мозга
B) 2-й блок мозга
C) 3-й блок мозга

Обоснование:
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС. Это энергетический блок мозга.

2-й блок мозга — это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Именно его называют информационным блоком мозга.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.
Задание 25
От компании REDMOND — международного производителя техники для дома:
Сталь это сплав железа с углеродом. Что дает углерод?

1) пластичность
2) твердость
3) вязкость

Обоснование:
Именно углерод оказывает прямое влияние на прочность и твердость стали: чем его больше, тем выше названные характеристики, пластичность же при этом снижается.
Рекомендации по результатам прохождения заданий Олимпиады по физике.
от 0 до 20 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по физике! Надеемся, задания Олимпиады были интересными и раскрыли для вас много новых тем. На основе набранных вами баллов мы подготовили рекомендации, которые помогут добиться лучшего результата не только в будущих Олимпиадах, но и в вашей преподавательской деятельности 💎

Разделы, которые стоит повторить:
  • основы кинематики
  • основы динамики
  • основы термодинамики
  • законы постоянного тока
  • законы электрического и магнитного поля
Книги и методические пособия:
  • Ландау Л. Д., Ахиезер А. И., Лифшиц Е. М. «Механика и молекулярная физика в курсе общей физики»
  • Воробьев И. И., Зубков П. И., Кутузова Г. А. Под редакцией Савченко О. Я. 3-е издание. Задачи по физике.
  • Зильберман Г. Е. Электричество и магнетизм
  • Замятнин М.Ю., Киреев А.А. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике. Основы механики
  • Шаскольская М. П., Эльцин И. А. Сборник избранных задач по физик

Ресурсы:
  • FizikatTYT — вся теория по физике
  • EDUCON.BY — теория, тесты, формулы и задачи по физике

Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания физики вы можете в Сообществе учителей физики и на портале Новосибирской открытой образовательной сети.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
От 21 до 40 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по физике! Вы показали достойный результат и отличные знания в различных областях физики!

Для поддержания и совершенствования вашего уровня рекомендуем следующие ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания физики вы можете в Сообществе учителей физики и на портале Новосибирской открытой образовательной сети.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
от 41 балла и выше:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по физике! Количество набранных вами баллов значительно выше среднего показателя. Вы показали достойный результат и отличное владение знаниями по физике! Для поддержания и совершенствования вашего уровня знаний рекомендуем следующие ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания физики вы можете в Сообществе учителей физики и на портале Новосибирской открытой образовательной сети.
Ниже представлены ресурсы, которые будут полезны при подготовке уроков физики — планы и идеи для занятий, обучающие программы, коллекция ЦОР:
В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
Электронный именной сертификат участника с набранными баллами мы отправим вам до 28 августа на почту, указанную при регистрации.
А печатную версию для портфолио вы можете заказать здесь→
Преподавайте физику
не выходя из дома
В Skyeng у вас всегда будет:
Гибкое расписание и возможность совмещения
Интерактивная платформа с готовыми заданиями
Стабильное вознаграждение без задержек
Сильное окружение, поддержка коллег и методистов
Партнеры Олимпиады
ООО «Скай Сервис Рус»
ИНН: 9709071488 КПП: 770901001 ОГРН: 1217700218273
Юридический адрес: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 23А, стр. 1, пом. I, комната 1

Соглашение на обработку персональных данных
olimp@skyteach.ru
+ 7(495)137-85-92
© Skyeng, 2021