Предлагаем ознакомиться с правильными ответами, провести работу над ошибками и усовершенствовать свои знания!
Шахматы
Поздравляем —
вы прошли онлайн-турнир по шахматам!
Все рекомендации разработаны экспертами — авторами ФГОС, специалистами по когнитивным нейронаукам, призерами всероссийских олимпиад и преподавателями высшей квалификационной категории
Методика: шахматы
Задание 1
Назовите выдающегося шахматиста, который являлся претендентом на звание чемпиона мира и имя которого носит шахматный дебют:
A) Давид Яновский
B) Арон Нимцович
C) Пауль Керес
D) Фрэнк Маршалл
Задание 2
В партии, изображенной выше, ход белых. При правильной игре черных:

A) Позиция белых безнадежная
B) Позиция белых ничейная
C) Позиция белых выигранная
D) Не важно, чей ход — позиция белых безнадежная

Обоснование:
1. Л d8+ Кр d8 2. Ф d1 + Фd1(пат)
Задание 3
Ход белых. Какой фигурой белые делают второй ход и какой при этом они достигают результат?

A) Ферзем и выигрывают
B) Слоном и ничья
C) Королем и выигрывают
D) Ферзем и ничья
E) Королем и ничья

Обоснование:
1. Сb8 –Лb8 2. Кр с7 – Лb6 3. cb и затем b7+ b8(Ф)
Задание 15
Какая стрелка показывает правильный ход белых?
A) Красная
B) Синяя
C) Зеленая

Обоснование:
Ферзь ставит мат в 1 ход королю под защитой пешки. Если ферзь пойдет на h6, то его съест конь, которые стоит на g8. Ход конем f5 не создает угрозу. Верен ответ С.
Задание 16
Какая из фигур сильнее?
A) Слон
B) Ладья
C) Конь

Обоснование:
Ладья считается сильнее и ее ценность относительно пешки — 5.
Задание 17
Куда нужно сходить ферзем, чтобы поставить шах, но не мат?
A) На клетку, обведенную в зеленый круг (f8)
B) На клетку, обведенную в красный круг (f7)
C) На клетку, обведенную в синий круг (f6)

Обоснование:
Ферзь на f6 ставит шах (по диагонали), но не мат, так как король может уйти на g8.
Задание 18
Куда нужно сходить ферзем, чтобы поставить шах и мат?
A) На клетку, обведенную в зеленый круг (f8)
B) На клетку, обведенную в красный круг (f7)
C) На клетку, обведенную в синий круг (f6)

Обоснование:

Ферзь на f8 ставит шах и мат, так как королю будет шах и ему некуда уйти.
Задание 19
Куда сходить ферзем, чтобы был пат (ничья)?
A) На клетку, обведенную в зеленый круг (f8)
B) На клетку, обведенную в красный круг (f7)
C) На клетку, обведенную в синий круг (f6)

Обоснование:

Ферзь на f7 не ставит шах, но при ходе черных у них не будет возможных ходов, поэтому будет пат (ничья).
Задание 20
Через сколько ходов черные быстрее всего могут поставить мат?
A) 1
B) 2
C) 3
D) 4
E) 5

Обоснование:

Черные ставят мат: ферзь a2, король c1, ферзь c2 шах и мат — через 2 хода — ответ В верен.
Задание 21
При ходе белых, кто выигрывает эту позицию?
A) Черные, после g4, f3, Крb5, Крd5
B) Черные, после gf, gf, ef, Кр:f4
C) Белые, после gf, gf, Крc5
D) Белые, после g4, Крe6, Крc5.
E) Ничья, так как останутся крайние пешки

Обоснование:
После g4, Крe6, Крc5 белый король неизбежно дойдет до d4 и не даст черному королю защищать пешку на е4.

gf, gf, Крc5 не оптимальные ходы для белых и они потеряют преимущество.

После g4, f3, Крb5, Крd5 белые все равно выигрывают после Крb4, Крс6/d6 или е6, так как следует Крс4 и Крd4.

После gf, gf, ef, Кр:f4 будет ничья, так как после размена всех пешек, кроме белой пешки f, у черных будет оппозиция.
Задание 22
Какая стрелка показывает правильный ход черных?
A) Красная

B) Синяя
C) Зеленая
D) Другой ход ферзем

Обоснование:
После Сh3+ черные ставят мат — Кр:h3 (единственный ход), Фg4 шах и мат. После любого другого хода у белых будет огромное преимущество за счет активности фигур и контроля над открытыми линиями.
Задание 23
Какая стрелка показывает ход, с помощью которого черные ставят мат в 2 хода?
A) Красная
B) Синяя
C) Зеленая
D) И зеленая, и красная

Обоснование:
После Фd5 черные поставят мат на следующем ходу ферзем на g2 или h1. Жертва Сf2+ бессмысленна и нет продолжения. После Фh3 белые сыграют Ке3, защищая g2, и даже после уничтожения защитника С:е3, f:е3 ферзь будет защищать клетку g2, так как открылась горизонталь.
Задание 24
В какой позиции выгодно пожертвовать ферзя, как указано стрелкой?
A) В первой
B) Во второй
C) В третьей

Обоснование:
В первой позиции не стоит пожертвовать ферзя ходом Ф:g2+, потому что после Л:g2, Л:е1+ белые сыграют Сf1, где слон будет под защитой коня.

Во второй позиции не получается пожертвовать ферзя на d8 с надеждой поставить вилку и выиграть размен, так как после Л:d8, К:с6+ следует К:с6 и у черных огромная преимущество (даже после Сg3).

В третьей позиции стоит пожертвовать ферзя на а8 из-за слабости последней линии соперника. 1. Ф:а8+, К:а8 2.Лс8+, Фе8 3.Л:е8х мат.
Задание 25
Какой фигурой сходить белым?
A) Белопольным слоном
B) Чернопольным слоном
C) Конем
D) Ферзем

Обоснование:
Белым стоит сходить конем — поставить вилку на а4 и белые выиграют слона на с5. Все остальные ходы приводят к относительно равной позиции.
Задание 26
Как черным лучше съесть коня на G6?
A) Слоном
B) Конем
C) Пешкой f
D) Пешкой h
E) Нет разницы

Обоснование:
Съев коня именно пешкой h, мы вскрываем линию и сможем напасть на короля ладьей.
Задание 27
Какая стрелка показывает правильный ход белых?
A) Зеленая
B) Синяя
C) Красная
D) Желтая

Обоснование:
Несмотря на то, что наша ладья нападет на коня на d1, чернопольный слон черных также нападает на нашего незащищенного коня на h4. Однако ладья на f1 связывает пешкой f7, поэтому ходим конем на g6 и ставим шах, следует Кре8, К:е7 с последующим Кd5 с угрозой вилки на С7.
Задание 28
Лучшее, что черные могут сделать в этой позиции:
A) Поставить мат в 1 ход ферзем
B) Поставить мат в 3 хода конем
C) Поставить вилку в 2 хода и выиграть ферзя белых
D) Поставить двойной удар и выиграть незащищенную ладью

Обоснование:
Поставить мат в один ход ферзем — Фе1 шах и мат.
Задание 29
Какая стрелка показывает правильный ход белых?
A) Красная
B) Зеленая
C) Синяя
D) Желтая

Обоснование:
g4 единственный ход, после которого мы не потеряем коня. После Лh1 черные сыграют Л:f2+ и начнут опасную атаку.
Задание 30
Какая стрелка показывает правильный ход черных?
A) Красная
B) Зеленая
C) Синяя
D) Желтая

Обоснование:
Общий план черные в этой позиции — Фg5+, Крh1, Фg2 мат. Однако белый ферзь мешает, и единственный способ его прогнать — f5.

Если h5 то Фf5, g6, Ф:е8 и ферзь будет защищать g2. После Фg5 просто будет размен ферзем. Жертва К:h3 бессмысленна.
Задание 31
Какая фигура белых ставит мат на втором ходу?
A) Белопольный слон
B) Чернопольный слон
C) Ферзь
D) Ладья

Обоснование:
Ладья — форсированный мат в 2 хода. Ф:g6+!, h:g6, Лh8 шах и мат.
Задание 32
Как сыграть белым?
A) Пожертвовать ферзя, чтобы поставить мат в 3 хода
B) Убрать ладью, чтобы конь ее не съел
C) Пойти конем на g4 с последующей жертвой на h6, чтобы поставить мат в 2 хода
D) Пойти ферзем на g5, так как пешка на h6 связана
E) Начать пешечный штурм ходом g4

Обоснование:
Белые ставят мат в 3 хода — 1.Ф:h6+, g:h6 2.Л:h6+, Крg7 3.Лh7х мат. Все остальные варианты приводят к очень плохой позиции для белых, так как ладья и конь под атакой и диагональ а7g1 открыта и доступна для ферзя.
Рекомендации по результатам прохождения заданий Олимпиады по шахматам.
от 0 до 21 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по шахматам! Надеемся, задания Олимпиады были интересными и раскрыли для вас много новых тем. На основе набранных вами баллов мы подготовили рекомендации, которые помогут добиться лучшего результата не только в будущих Олимпиадах, но и в вашей преподавательской деятельности 💎

Разделы, которые стоит повторить:
  • Основы шахмат (расположение и ценность фигур, термины в шахматах, шахматную нотацию)
  • Типичные матовые конструкции
  • Тактические приемы (связка, двойной удар/вилка, двойной шах, завлечение)
  • Расчет вариантов
Книги:
  • «Учебник шахматных комбинаций 1а» — Иващенко С.
  • «Шахматная тактика. Техника расчета» — Бейм В.
  • «Учебник эндшпиля» — Дворецкий М. И.
  • «Моя система» — Нимцович А.И.
  • «Шахматный учебник беспроигрышной игры» — Сейраван Я.

Ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания шахмат вы можете в Клубе учителей шахмат и на портале Сетевого сообщества педагогов, организующих шахматный всеобуч.

Также рекомендуем обратить внимание на страницу — Педагогического шахматного союза.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
  • Узнать больше о технике из качественной стали и вкусных рецептах можно на официальной странице компании REDMOND
  • Актуальные вопросы методики преподавания, работы с детьми с ОВЗ и вебинары ведущих нейропсихологов и гештальт терапевтов вы найдете на сайте института детской и семейной психологии Smart
  • В образовательном блоге от Canva вы научитесь создавать дизайн учебных материалов и продвигать свой блог в соцсетях
  • В книге многократного чемпиона мира среди инвалидов — Андрея Ободчука «Учись побеждать. Суперинтенсив для юного шахматиста» вы найдете не только вдохновение, но и десятки упражнений для ваших занятий по шахматам.
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
от 22 до 42 баллов:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по шахматам — вы показали достойный результат! Для поддержания и совершенствования ваших знаний рекомендуем повторить следующие разделы:
  • Основы шахмат (расположение и ценность фигур, термины в шахматах, шахматную нотацию)
  • Типичные матовые конструкции
  • Тактические приемы (связка, двойной удар/вилка, двойной шах, завлечение)
  • Расчет вариантов
Ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания шахмат вы можете в Клубе учителей шахмат и на портале Сетевого сообщества педагогов, организующих шахматный всеобуч.

Также рекомендуем обратить внимание на страницу — Педагогического шахматного союза.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
  • Узнать больше о технике из качественной стали и вкусных рецептах можно на официальной странице компании REDMOND
  • Актуальные вопросы методики преподавания, работы с детьми с ОВЗ и вебинары ведущих нейропсихологов и гештальт терапевтов вы найдете на сайте института детской и семейной психологии Smart
  • В образовательном блоге от Canva вы научитесь создавать дизайн учебных материалов и продвигать свой блог в соцсетях
  • В книге многократного чемпиона мира среди инвалидов — Андрея Ободчука «Учись побеждать. Суперинтенсив для юного шахматиста» вы найдете не только вдохновение, но и десятки упражнений для ваших занятий по шахматам.
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
от 43 баллов и выше:
Поздравляем вас с прохождением тестирования по шахматам — ваш результат значительно выше среднего показателя! Для поддержания и совершенствования ваших знаний рекомендуем следующие ресурсы:
Обменяться мнениями и задать вопросы по методике преподавания шахмат вы можете в Клубе учителей шахмат и на портале Сетевого сообщества педагогов, организующих шахматный всеобуч.

Также рекомендуем обратить внимание на страницу — Педагогического шахматного союза.

В развлекательном блоке тестирования вы отвечали на самые разные вопросы от партнеров Олимпиады. Мы собрали несколько рекомендаций для тех, кто хочет расширить свои знания в других областях:
  • Узнать больше о технике из качественной стали и вкусных рецептах можно на официальной странице компании REDMOND
  • Актуальные вопросы методики преподавания, работы с детьми с ОВЗ и вебинары ведущих нейропсихологов и гештальт терапевтов вы найдете на сайте института детской и семейной психологии Smart
  • В образовательном блоге от Canva вы научитесь создавать дизайн учебных материалов и продвигать свой блог в соцсетях
  • В книге многократного чемпиона мира среди инвалидов — Андрея Ободчука «Учись побеждать. Суперинтенсив для юного шахматиста» вы найдете не только вдохновение, но и десятки упражнений для ваших занятий по шахматам.
Благодарим вас за участие и желаем профессиональных успехов!
Электронный именной сертификат участника с набранными баллами мы отправим вам в мессенджер, указанную при регистрации.
А печатную версию для портфолио вы можете заказать здесь→
Преподавайте шахматы
не выходя из дома
В Skyeng у вас всегда будет:
Гибкое расписание и возможность совмещения
Интерактивная платформа с готовыми заданиями
Стабильное вознаграждение без задержек
Сильное окружение, поддержка коллег и методистов
ООО «Скай Сервис Рус»
ИНН: 9709071488 КПП: 770901001 ОГРН: 1217700218273
Юридический адрес: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 23А, стр. 1, пом. I, комната 1

Соглашение на обработку персональных данных
olimp@skyteach.ru
+ 7(495)137-85-92
© Skyeng, 2021